Коучинг и возникающее сопротивление
Наталья Переверзева 29. января 2016
Любые изменения, даже к лучшему, вызывают сопротивление...за сопротивлением приходит этап принятия, «размораживания» или окончательного непринятия
Коучинг и возникающее сопротивление…
Сопротивление изменениям, сопротивление новому, сопротивление незнакомому…Знакомо такое состояние?...
Нормальное явление для обычного человека, когда скептицизм и недоверие к не совсем понятным, неясным вещам, явлениям, людям, которые претендуют на расширение опыта другого, является частью человеческой природы, своеобразной «защитой», первичным «фильтром», который заботиться о безопасности человека, его «выживании» в социуме. Поэтому все новое и неизвестное воспринимается автоматически как «небезопасное» и легче огородиться, выразить негатив как защитную реакцию, уйти-убежать-отвернуться-отказаться. Потому что человеку не ясно, не видно, не понятно, а что произойдет потом, после изменений?! Как эти изменения будут происходить?...
Так и с людьми: пока мы человека не узнаем, он/она остаются для нас чужими, и даже «враждебными» (и это уже вопрос, как восприятие человека настроено на окружающий мир из психологии: «мир вокруг враждебный и несет угрозу» или «мир доброжелателен, позитивен, несет добро, дарит вызовы и уроки для развития»), так и с понятиями/явлениями, которые могут быть непонятными, непринимаемыми, «вредоносными»:)…. К чему это я все пишу?)…Я пишу о коучинге и о коучах)…Столкнувшись очередной раз с сопротивляющимся восприятием коучинга.
Для начала - кратко о том, что такое коучинг в моей жизни.
Как я себя воспринимаю?...как человека, принципами которого являются: развитие и еще раз развитие, прежде всего, себя, постоянная работа над собой, совершенствование с эмоциональной, интеллектуальной, духовной и безусловно физической стороны! И развитие других. У кого то учусь сама и беру пример. И мне кажется странным, когда у человека отсутствуют авторитеты и люди, вызывающие глубокое уважение. Комо-то могу помочь, поддержать, передать свои знания, умения, наработанные, накопленные за четыре десятилетия. Моими ценностями является духовность, добро, красота, гармония отношений и внутренняя гармония, цельность внутренняя и в системе взаимодействия с окружающим миром, здоровье, семья, деньги как средство улучшения жизни для себя, семьи, близких, своего дела, благодаря которому могу развиваться сама и развивать окружающих, тех, кто хочет и готов к изменениям. Может ли быть баланс и гармония во всем? Думаю объективно, что нет, но стремиться к этому заложено в человечестве, в человеке и считаю это правильным.
С детства, лет с 8-10 (а это 80-е годы прошлого векаJ), для меня анализ окружающего мира, людей, взаимодействия, выстраивание отношений взаимопонимания, среды для развития стал значимым. И с детства, юности я понимала, что в каждом человеке заложен потенциал, у каждого есть с его точки зрения лучшие намерения и он знает лучшие способы решения своих вопросов, у каждого свои представления и восприятие мира, своя «карта реальности»… в 10 лет я зачитывалась книгой Дейла Корнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Стоит еще перечитать и ни один раз, думаю…Так вот основные принципы коучинга (это теперь я понимаю, что это так называется) были для меня родными с детства и я ими жила, это был стиль моей жизни, восприятия мира…И многими приемами, техниками пользовалась интуитивно…Мне нравятся принципы и подходы, лежащие в основе развития личности, развития организаций, используемые коучинговые технологии.
Сейчас, став сертифицированным мастером-коучем международного уровня, тренером по коучингу, бизнес-тренером, я понимаю, что позитивные, глубокие принципы для развития и достижения успеха в жизни, конкретной деятельности благодаря уже изученным и применяемым технологиям, техникам, моделям коучинга, моделям управления из классики менеджмента и смежных научных областей, я должна как профессионал нести в окружающий мир. И далеко не все будут открыто и радужно воспринимать, понимать…И я себя спрашиваю: «А кто сказал, что будет легко?»…И спокойно и уверенно иду вперед…И неважно сколько ты можешь спотыкнуться, упасть, важно - сколько раз ты встанешь и пойдешь дальше…
Если заглянуть в историю коучинга…в 80-е и 90-е годы прошлого века, то именно с этого времени появилось понятие «коучинг». Зародилось понятие и метод как особая форма подготовки спортсменов, стремящихся к совершенству, победам в теннисе, гольфе. Впервые использовал термин «коучинг» в своей книге «The Inner Game of Tennis» в 1974 году Тимоти Голви (Timothy Gallwey), которая основой коучинга как концепция внутренней игры. Голви был капитаном команды теннисной сборной в Гарвардском университете и тренером в теннису в Спортклубе Калифорнии в США. Далее идеи, технологии и подходы стали популяризовываться более широко. Политики, бизнесмены, общественные деятели тоже стали интересоваться коучингом как методом для достижения высоких целей. Один из основателей и популяризаторов коучинга стал Джон Уитмор (John Whitmore), который активно внедрял коучинг в бизнес. Он стал автором бестселлера, который до сих пор пользуется популярностью и спросом в бизнес и професиональной коуч среде - книга «Coaching for Performance» или «Коучинг высокой эффективности». Идеи коучинга, результаты его использования стали популярны все шире в мире, и в 1992 году Томас Леонард (Tomas Leonard) основал первый Университет коучей - Coach University, а в 1994 году - первую Международную ассоциацию коучей - International Coach Federation (ICF), наиболее популярную и принимаемую в широком мировом сообществе. Также он создал и ряд других международных ассоциаций, таких как Международная ассоциация сертифицированных коучей (IAC). Значительный вклад в развитие идей и технологий коучинга внес Майлз Дауни (Myles Downey), исследователь гениальности человека, один из ведущих бизнес-коучей в Европе, основатель Лондонской школы коучинга, считается со-создателем внутренней игры «The Inner Game of Tennis» с Тимоти Голви, автор книги «Эффективный коучинг», со-основатель Ассоциации профессионального коучинга для руководителей - (APECS). Нравится его высказывание:"Гений — это талантливый человек, который тяжело и упорно трудится. Его гениальность проявляется в отдельной области или виде деятельности, а не во всем что он делает". И гениальность выражается в идеях, подходах, которые несколько или существенно опережают существующую эпоху, время…например, как учения Энштейна.
Значительный вклад внесла в мировой коучинг, коучинг в России Мэрэлин Аткинсон - Доктор психологии, коуч, всемирно известный тренер, которая с 1985 года ведет преподавательскую и консультативную деятельность в ведущих корпорациях мира и является основателем и президентом Международного Эриксоновского Университета (Канада). В России работает на протяжении 16 лет и вырастила несколько поколений Российских руководителей, оказала огромное влияние на развитие тренеров, бизнес - образования в СНГ, на формирование понятия коучинг. Является автором множества книг о коучинге.
Существенное развитие идей, технологий, подходов коучинга, их дополнение внесли многие известные деятели в сфере науки, смежных областей:
- психологии самопомощи self-help (многочисленные семинары с таким подходом к коучингу проводят Энтонни Робинс, Зиг Зиглар, Том Питерс, Брайн Трейси);
- позитивной психологии (Мартин Селигман, Михай Чиксенмихайи, которые признают идеи создания перемен за счет меньшей фокусировки на негативном и неудачах, уделению большего внимания в настоящем и будущем хорошему);
- организационной психологии или психологии труда и спихологии отношений как более ранних областей знания (Фредерик Тейлор, Мак Грегор, Гаррингтон Эммерсон, Элтон Мейо, Абрахаам Маслоу и др., раскрывающие вопросы эффективности и производительности в организации, методику анализа организации труда, разработавшие 12 принципов производительности, подход, что производительность каждого отдельного сотрудника в организации меняется в зависимости от того, как относятся к нему менеджеры организации, природу человеческой деятельности на основе потребностей);
- психологии лидерства и изменений (Стивен Кови - автор известнейшего бестселлера «Семь навыков высокоэффективных людей», «Восьмой навык», в которых автор раскрывает основные навыки лидера, умеющего вдохновлять слышать себя; Джон Коттер - авторитет в вопросах лидерства и изменений, автор деловых бестселлеров, проводник идей по управлению бизнесом, выдающийся предприниматель, вдохновенный оратор и профессор Гарвардской школы бизнеса, который является автором ряда книг и изобретателем алгоритма из 8 шагов, помогающий реализовать изменения в любой ситуации, в организации);
- дифференциальной психологии и психологии развития (Раймонд Кеттел, который исследовал природу личности человека, ее развития, изменения, мотивации, динамических черт и провел интересные психологические исследования в области: юмора (1947), музыкальных предпочтений (1954), лидерства (1954), интеллекта (1963), психопатологии (1966), креативности (1968), установки на реакции (1968)),
- психотерапии и гипноза (Эмиль Куэ, французский аптекарь, создавший метод аутогенной тренировки самовнушения и его популяризовавший на широкую аудиторию; Эдмунд Джекобсон - чикагский врач, другой автор "предтеча" аутогенной тренировки - метода прогрессивной мышечной релаксации (1922); Иоганн Шульц, разработавший самостоятельный метод аутогенной тренировки на основе йоги (1932); Александр Ромен - автор метода активного самовнушения, состоящего из двух этапов: создания состояния покоя и затем целенаправленного самовнушения (1967); Ханскарл Лёйнер - психоаналитик, психотерапевт, врач, основатель известной техники/метода «Символ драма» в 50е-70е годы ХХ века; Джозеф Вольпе - профессор психиатрии в Медицинском колледже штата Пенсильвания, автор 3-х книг по психотерапии, занимающийся темой поведенческой психотерапии, неврозами, тревогами, вопросами улучшения состояния человека, практикующий методики аутотренинга, визуализации, когнитивных приемов; Милтон Эриксон - доктор медицины, основатель и 1-й президент Американского Общества клинического гипноза (American Society for Clinical Hypnosis), наиболее талантливый и популярный в мире психотерапевт, гипнотерапевт; Стивен Гиллиген - автор теории, практики генеративного транса);
- нейролингвистических технологий и системного мышления (первооснователи Джон Гриндер - американский лингвист, автор, основатель НЛП, Ричард Бендлер - американский психолог, философ, писатель, основоположник НЛП, Грегори Бейтсон - британо-американский учёный, работы которого носят междисциплинарный характер и исследуют широкий спектр вопросов эпистемологии, кибернетики, теории информации, антропологии, социализации, теории коммуникации, экологии; Роберт Дилтс - создатель известной пирамиды нейрологических уровней, автор многочисленных книг, занимающийся областью стратегий мышления и системой убеждений, Джозеф О’Коннор- автор множества книг по НЛП и системному мышлению, создатель международной ассоциации коучинга ICC, Андрей Плигин как первый «внедренец» НЛП в России),
- лингвистики (Джеймс Флаэрти, Джон Остин, Фернандо Флорес, Джон Сирл, которые рассматривали коучинг и лингвистику метафорически, словно “человек плавает в языке как рыба в воде”, уточняли значения слов, их понимание как определяющие для человеческих возможностей, значения слов в регулировании поведения и создания социального восприятия мира);
- эмоционального интеллекта (Питер Саловей, Джон Майер, которые являются практически популяризаторами основной современной концепции, теории эмоционального интеллекта, включающей четыре основных составляющих: восприятие своих эмоций, понимание/распознавание эмоций, использование эмоций для стимуляции мышления, развитие мышления и управление эмоциями своими, других; Уэйн Пейн, занимавшийся теорией развития ЭИ, Рувен Бар-Он, введшего в своей докторской диссертации понятие коэффициента эмоционального интеллекта);
- менеджмента (Питер Друкер - основатель теории управления организацией на основе целей, задач и популяризовавший метод постановки целей СМАРТ; Роберт Каплан, Дейвид Нортон, разработавшие сбалансированную систему показателей, Курт Левин - разработавший три этапа внесения изменений). И, конечно, череда замечательных людей, внесших вклад в науку, теорию и практику коучинга и смежных областей, повлиявших на развитие коучинга, не завершается данным перечнем имен;
- философии, западная, восточная, отечественная, многие идеи и подходы, например, такие как бизнес этика, вопросы идентичности, личных ценностей, лидерства, стратегий мышления, - легли в основу принципов коучинга.
Таким образом, сфера коучинга, которая вызывает у достаточного количества людей недопонимание, - это сфера, интегрирующая, объединяющая в себе многие смежные области науки и практики, позволяющие использовать разнообразные методы, модели, техники, алгоритмы, принципы, подходы, способствующие развитию человека, позитивному разрешению взимоотношений, ситуаций, улучшению и повышению эффективности организаций, бизнеса, не противоречащие основным принципам коучинга.
И если кратко представить этапы развития коучинга в мировом сообществе, то можно выделить пять основных этапов:
1) с окончания 19 века - возникновение и формирование;
2) середина и конец 80-х годов 20 века - распространение и процветание;
3) начало 90-х годов 20 века - дифференциация;
4) начало и конец 90-х годов 20 века - популяризация;
5) начиная с первых годов 21 века - углубление в профессионализм.
Суть же коучинга заключается в создании среды, способствующей развитию человека, стимулирование процесса развития, обучения, раскрытия внутреннего потенциала для достижения максимальных результатов. Коучинг направлен на решение и улучшение состояния, ситуации в настоящем и будущем.
Коучинг в организации - это нахождение ресурсов, резервов внутри компании, раскрытие потенциала людей, управленцев, обучение думать по-новому, управляя на уровне миссии, ценностей, убеждений. Если раньше бытовало мнение, что наилучших результатов от работников можно добиться посредством создания нормальных условий для работы и использования материальных и нематериальных методов стимулирования, то последователи коучинга определяют, что каждый человек обладает неким творческим потенциалом и способностью самостоятельного решения многих задач, принимая на себя ответственность.
А любые изменения, даже к лучшему, вызывают сопротивление. Это нормально. Как исследовано в теории и показывает практика за сопротивлением приходит этап принятия, «размораживания» (по Курту Левину), движения и или окончательного отрицания при непонимании и отсутствии культуры коммуникаций.
Наталья Перееврзева