Эмоции как основная мотивационная система деятельности человека
Наталья Переверзева 3. ноября 2014
Рассмотрение эмоций с точки зрения достижения успеха является одной из составляющих работы по саморазвитию, развитию лидерства или обучению руководителей
Теория дифференциальных эмоций признает за эмоциями функции детерминант поведения в широчайшем диапазоне от насилия и неумышленного убийства, с одной стороны, и самопожертвования – с другой. Эмоции рассматриваются не только как основная мотивирующая система, но и как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию.
Эмоции являются «мотиватором» действий, деятельности человека, причем, как позитивные (интерес-волнение, удовольствие, радость, удивление), так и негативные (страх, гнев, стыд, вина, отвращение, презрение/пренебрежение).
Как правило, именно эмоции побуждают человека совершать или не совершать те или иные действия…Если эмоции не переходят в аффективные состояния, то действия «укладываются» в социальные культурные нормы, общечеловеческие ценности личности как внутренние регуляторы поведения…. Результатом действий может быть в данном случае не конкретная цель, а ряд шагов согласно намерению как вектору направления деятельности. Так или иначе при переживании той или иной эмоции в конкретных ситуациях у человека складываются те или убеждения – соответственно позитивные или негативные, которые создают определенные «ограничения» в мышлении, в поведении.
Чем могут быть вызваны эмоции? Как правило, взаимоотношениями субъекта с окружающей средой, которые вызывают эмоцию, прежде всего, благодаря восприятию любым из 5-ти органов чувств (слух, зрение, обоняние, вкус, тактильные ощущения). Чем на большее количество органов чувств оказывается воздействие, тем сильнее может быть переживаемая эмоция. Эмоции могут быть вызваны собственной активностью личности и ситуациями «преодоления себя» как победой над своими естественными страхами, сомнениями, негативными привычками и т.д. Эмоции могут быть вызваны индивидуальными процессами - такими, как память, воображение, образное мышление, работой эндокринной системы, воздействующей на нервный механизм эмоции.
Личность – это сложная организация шести систем:
Гомеостатической (эндокринная и сердечно-сосудистая, которые, взаимодействуя с системой эмоций, влияют на личность),
Эмоциональной,
Перцептивной (основана на тканевых изменениях и обеспечивает информацию о потребностях тела).
Когнитивной
Моторной
Системы побуждений (Наиболее общие побуждения – голод, жажда, секс, поиск комфорта и избегание боли. Побуждения важны как основа выживания, но при обычных обстоятельствах, после удовлетворения потребности выживания и комфорта, побуждения (за исключением секса и боли) психологически значимы лишь в той мере, в какой они влияют на эмоции.)
Наиболее важны для функционирования личности и для социального взаимодействия четыре системы: эмоциональная, перцептивная, когнитивная и моторная. Эти четыре системы совместно формируют основу уникального человеческого поведения. Продуктивность человека является производной гармоничного взаимодействия этих четырех систем. Неэффективное поведение – результат нарушения взаимодействия.
ЭТИ 6 СИСТЕМ СОЗДАЮТ 4 ОСНОВНЫХ ТИПА МОТИВАЦИИ
- ПОБУЖДЕНИЯ
- ЭМОЦИИ
- АФФЕКТИВНО-КОГНИТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
- АФФЕКТИВНО-КОГНИТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ
ЛЮБОЙ ИЗ 4-Х ОСНОВНЫХ ТИПОВ МОТИВАЦИИ МОЖЕТ ЯВЛЯТЬСЯ В ТЕЧЕНИЕ НЕКОТОРОГО ВРЕМЕНИ ОСНОВНОЙ ДЕТЕРМИНАНТОЙ ПОВЕДЕНИЯ
1 фундаментальные эмоции |
2 побуждение-телесные ощущения |
3 аффективно-когнитивные структуры |
Интерес-возбуждение |
Голод |
Интроверсия-экстраверсия |
Удовольствие-радость |
Жажда |
Скептицизм |
Удивление |
Усталость-сонливость |
Эгоизм |
Горе-страдание |
Боль |
Решительность |
Гнев-ярость |
Секс |
Невозмутимость |
Отвращение-омерзение |
|
|
Презрение-пренебрежение |
|
|
Страх-ужас |
|
|
Стыд-застенчивость |
|
|
Вина-раскаяние |
|
|
4 взаимодействия |
||
Эмоция-эмоция |
Эмоция-побуждение |
Интерес-интроверсия |
Диады/триады |
Диады/триады |
Диады/триады |
Горе-гнев/ горе-гнев-отвращение |
Интерес-удовольствие-секс/боль-страх-стыд-гнев |
Интерес-удовольствие-интроверсия/удивление-интерес-удовольствие-эгоизм |
В возникающих возможных триадах мотивация образуется наиболее сложная.
Возможны сочетания полярных эмоций, например, интерес и отвращение, удовольствие и страх, стыд и презрение.
Каждое сложное сочетание может мотивировать на сложные поведенческие реакции, манипуляции, что является не таким уж редким явлением в нашем современном обществе в процессе взаимодействия людей.
Хорошее и правильное осознание своих эмоций, их проживание, принятие помогает человеку определять верные шаги в своей жизни. Понимание, осознание эмоционального фона у окружающих, партнеров, коллег, помогает верно более чутко взаимодействовать с ними благодаря эмоциональному интеллекту
Рассмотрение эмоций с точки зрения достижения успеха является одной из составляющих работы по саморазвитию, развитию лидерства или обучению руководителей